Почему так бывает... Взрослый разговаривает с ребёнком, а ощущение, что малыш не понимает, не слышит его. Слова как будто верные, а услышаны неправильно. Взрослый раздражается, а сын (или дочь) не реагирует на просьбы.
Существует 2 формы обращения к другому человеку. Психологи называют их «я - сообщение» и «ты - сообщение». Одно из них помогает общаться, а второе – наоборот – мешает.
«Ты-сообщение» вызывает у малыша чувство обиды и горечи, создается впечатление, что родитель всегда прав. Это получается потому, что взрослый сообщает о своих потребностях, но при этом говорит не о себе, а о нём. Как бы обвиняя ребёнка в том, что его желания не удовлетворены: нет тишины, нет порядка. «Ты-сообщение» ставит в вину, приказывает, не учитывая чувств малыша. «Ты-сообщение» жесткое и «глухое». Оно не помогает развиваться разговору и мешает отношениям оставаться добрыми.
Как отличить «ты-сообщение»?
Существует 2 формы обращения к другому человеку. Психологи называют их «я - сообщение» и «ты - сообщение». Одно из них помогает общаться, а второе – наоборот – мешает.
«Ты-сообщение» вызывает у малыша чувство обиды и горечи, создается впечатление, что родитель всегда прав. Это получается потому, что взрослый сообщает о своих потребностях, но при этом говорит не о себе, а о нём. Как бы обвиняя ребёнка в том, что его желания не удовлетворены: нет тишины, нет порядка. «Ты-сообщение» ставит в вину, приказывает, не учитывая чувств малыша. «Ты-сообщение» жесткое и «глухое». Оно не помогает развиваться разговору и мешает отношениям оставаться добрыми.
Как отличить «ты-сообщение»?
В «ты-сообщении» используются слова: ты, тебя, тебе.
Что мы говорим и что слышат наши дети?
Что мы говорим и что слышат наши дети?
- «Ты всегда меня перебиваешь!» Ребёнок чувствует обвинение
- «Убери немедленно все игрушки!» Запрет
- «Как ты со мной разговариваешь?» Осуждение, угроза
- «Ну что у тебя за вид?» Осуждение
- «Как ты со мной разговариваешь?» Осуждение, угроза
- «Убери немедленно все игрушки!» Запрет
Знакомые фразы? Вспомните, сколько раз мы их слышали – а сколько раз говорили сами. Получая в ответ раздражение, защитное, протестное молчание, шквал негодования или грубость мы удивляемся – «За что?». Ведь мы желаем только хорошего! Почему ребёнок не хочет нас слышать и отказывается выполнить наши просьбы?
Причина в том, что каждое «ты-сообщение» по сути содержит выпад, критику. Естественно, что в ответ мы получаем соответствующую реакцию. Ребёнок защищается от обвинений: нападает, дерзит.
Что делать в этом случае? Откровенно общаться, сообщая о своих чувствах, желаниях. Говорить о том, чего бы вам хотелось. И тогда у вашего малыша не появится ощущения, что у него отнимают свободу. Он сам, по доброй воле, из сочувствия или добрых чувств к вам выполнит вашу просьбу.
Как отличить «ты-сообщение»? В «я-сообщении» используются слова: я, у меня, мне.
Научиться посылать «я-сообщения» непросто, вначале могут быть ошибки. И главная из них состоит в том, что иногда, начав с «я-сообщения», мы заканчиваем «ты-сообщением». Избежать ошибки можно, используя безличные предложения, неопределенные местоимения, обобщающие слова.
Сравните:
Фраза 1: «Меня раздражает, что ты не убираешь в своей комнате!»
Фраза 2: «Меня раздражает беспорядок в комнате!»
Фраза 1 указывает на недовольство ребёнком, обвиняя его в беспорядке. Фраза 2 сообщает: «от того, что в комнате порядок, мне радостно и приятно».
Учимся переводить.
Начинаем говорить «я-сообщениями»«Ты» – сообщения «Я»- сообщение
Как ты со мной разговариваешь?! «Мне очень неприятно и обидно, когда так разговаривают со мной…»
Ну, что у тебя за вид!? «У меня вызывает недоумение такой внешний вид…»
Преимущества:
Высказывая свои чувства без приказа, осуждения , мы даем право ребёнку самому принять решение.
Начните применять в общении «я-сообщение» и вы почувствуете, как изменится атмосфера, как потеплеют ваши отношения.
спасибо, весьма полезная информация. Действительно, мы, порой, не понимаем причины проблем в воспитании детей, а причины могут быть простыми - мы не слышим друг друга...
ОтветитьУдалитьЧитая подобные рекомендации, хочется подтянуться, соответствовать и сделать определенные для себя выводы.
ОтветитьУдалить